|
Геометрия плиток.16.10.2008 |
Плиточный пол – одна из великих констант человеческой культуры. Правильными узорами укладывали каменные плиты египтяне; правильными узорами выкладывали свои мозаики древние греки и римляне. Самой простой плиточной моделью представляются выложенные в виде шахматной доски одинаковые квадратные плитки. Кроме квадратов в большинстве правильных моделей используются правильные многоугольники – формы с равными сторонами и равными углами. Магия шестиугольника.Из-за того, что использование пятиугольников и многоугольников с семью и более сторонами в правильных плиточных моделях невозможно, главными числами в таких моделях являются 2, 3, 4 и 6. Особое значение для пифагорейцев представляло число 6. Это треугольное число: 6=1+2+3. Оно также «совершенное» число – без остатка делится на (меньшие) числа 1, 2 и 3; в сумме они равны 6, числу, с которого мы начали. Следующее совершенное число – 28 с делителями 1, 2, 4, 7, 14, составляющими в сумме 28. Это тоже треугольное число, равное 1+2+3+4+5+6+7.Сегодня ничего из этой «науки» о магических числах не считается важным для математики. Теперь это не болле чем незначительный исторический курьез. Однако число 6 действительно имеет важное значение для математики – это «целующее число» в двухмерном пространстве. То есть если вы нарисуете на плоскости окружность и постараетесь расположить несколько других окружностей того же размера так, чтобы каждая касалась («целовала») первую, но ни одна не накладывалась бы на другую, то вокруг первой вы разместите точно шесть окружностей. В результате получится сотовая модель. В трех измерениях, где окружности заменяются шарами, «целующим числом» будет 12. Правда, в трех измерениях подгонка уже не будет точной: между двенадцатью шарами имеются пустоты, оставляющие место для вращения. Математикам известно «целующее число» только для двух других пространственных измерений: 8 и 24. Более разумные измерения вроде 4 или 5 остаются загадкой, но в обоих случаях есть полный ответ…полное безумие. Кажется, дело в каких-то довольно причудливых совпадениях; однако, без тени сомнения можно сказать, что в восьми измерениях «целующее число» равно 240, а в 24 измерениях – 196560. Симметрия и искусство.У исламских художников долгое время существовала традиция использования абстрактных композиций, особенно при украшении мечетей и других важных сооружений. Они вообще чувствовали тесную связь между геометрией рисунков и геометрией Вселенной и использовали математические модели для прославления Создателя.Математика симметрии проникла в западное искусство несколько иным путем, в эпохе Возрождения, когда художники и математики объединили усилия, разрабатывая теорию перспективы. Теория перспективы включает математику симметрии, потому что соотносит строгие законы движения в трехмерном пространстве с неизбежными искажениями на двухмерной проекции на холст художника. Одним из художников, который намеренно прибегал к симметрическим моделям, был Мориц Эшер. Взгляните на его композицию «Ангелы и дьяволы». Пять симметрий запрещены.Ни одна кристаллическая решетка не может обладать пятью вращательными симметриями. Их может быть 2, 3, 4 или 6.«Порядок» вращательной симметрии означает, сколько раз ее надо выполнить, чтобы вернуться туда, откуда начали. Порядок 2 – это вращение на 180 градусов, порядок 3 – на 120 градусов, порядок 4 – на 90 градусов, порядок 6 – на 60 градусов. Кристаллы могут иметь форму куба (поваренная соль), октаэдра и тетраэдра. Однако ни один кристалл не может принять форму додекаэдра или икосаэдра, потому что кристаллографическая ограниченность исключает пять симметрий. Или, может быть, нет.В коллекции плиточных моделей оксфордского физика Роджера Пенроуза законы кристаллографии смягчены до предела, поскольку сами модели строятся на пятиугольниках. Поначалу они были забавными игрушками и увлекательным материалом для чистых математиков, но практическое их применение равнялось нулю. Все изменилось в 1984 году, когда оказалось, что природа прекрасно использует узоры, подобные придуманным Пенроузом, правда, в трехмерном пространстве.Пенроуз придумал две плиточные формы, названные змеей и дротиком и полученные разрезанием пятиугольника на простые части. Змея представляет одну пятую пятиугольника, а дротик – это то, что нужно добавить к змее, чтобы получить ромб. Из комплекта змей и дротиков можно собрать на плоскости бесконечное множество самых разных фигур. Одна из них – Солнечный узор, обладает идеальной пятикратной симметрией: в центре находятся пять змей, воссоздающих исходный пятиугольник. Есть еще Звездный узор – с пятью дротиками в центре. Однако законы кристаллографии не нарушаются, потому что модели Пенроуза не являются решетками. Однако они к ним намного ближе, чем ожидалось до удивительного открытия Пенроуза. Модели Пенроуза не периодичны, но квазипериодичны. Это означает, что любая их ограниченная часть повторяется до бесконечности, но не всегда с идеальной регулярностью. В 1984 году Даниэль Шехтман обнаружил первый квазикристалл – сплав алюминия с марганцем, атомы которого располагались в квазирешетчатых структурах. Это был новый вид существования. Скоро появились и другие примеры, скажем, сплав алюминия, лития и меди с шестью атомами алюминия и тремя лития на атом меди. Мораль сей истории такова: математические модели имеют ограничения. Допустимое поведение зависит от ограничений, установленных для модели. Природа имеет дело с реальными вещами, а не с моделями, и не всегда подчиняется ограничениям, которые находят удобными для себя математики. Источник: "Какой формы снежинка? Магические цифры в природе", И. Стюарт. |
|